Инфо-фокус

титульный лист  Инфо-фокус

Пояснительная записка

 

Данная образовательная программа составлена для обучающихся 5-11 классов. Модуль для освоения: «Инфо-фокус». Каждый обучающийся к концу года осваивает программу риторического практикума и начальных знаний профессии журналиста. Освоение знаний и способов мультимедиа осуществляется в ходе выполнения творческих заданий и проектной деятельности. Осознание учащимися достигаемых результатов происходят через рефлексию. Творческие задания в рамках программы – эвристические. Это повышает мотивацию и результативность обучения.

 

Нормативно-правовое обеспечение

Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией развития дополнительного образования в РФ, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №172, приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р), письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые), письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. №06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей.

 

Уровень программы — базовый. Предполагает развитие специальных способностей обучающихся в целях максимальной самореализации и самораскрытия личности; формирование индивидуальных способов деятельности, поиск новых средств, материалов и технологий работы; творчество, авторство; максимальную самостоятельность в разработке планов-проектов и реализации их в изделиях.

 

Направленность программы социально-педагогическая.

 

Актуальность программы Для достижения цели и выполнения задач используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода. Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры.

Новизна программы

Программа представляет собой модель организации педагогической деятельности, направленной на решение важной задачи – организации выпуска телевизионных продуктов для детей среднего школьного возраста силами детского коллектива. Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность практически применять навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая обучающихся в систему средств массовой коммуникации общества.

 

Цель программы: Овладение навыками журналистского мастерства.

 

 

 

 

Задачи программы:

Обучающие:

  • формирование умения собирать информацию, обрабатывать и проверять ее, а также выделять аргументы и факты;
  • формирование умения работать в коллективе;
  • овладение основными навыками журналистского мастерства.

 

Развивающие:

  • развитие образного и логического мышления;
  • развитие творческих способностей обучающихся;
  • развитие умения устного и письменного выступления;
  • развитие умения работать с текстом.

 

Воспитательные:

  • формирование навыков культуры речи;
  • формирование нравственных основ личности будущего журналиста.
  • воспитать умение эффективно работать в команде и индивидуально, над решением нестандартных задач;
  • способствовать формированию у обучающихся социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме;

 

Адресат программы: обучающиеся 10 -17 лет.

При разработке Программы учитывались характерные для среднего
школьного возраста центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов, а также развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения. При определении стратегических характеристик образовательной программы учитывался существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей среднего школьного возраста.

 

Сроки реализации программы — 9 месяцев (68 час).

 

Режим занятий

Занятия походят 2 раза в неделю по 1 часу с 10-минутным перерывом на перемену.

 

Форма занятий: групповая. Количество учащихся в группе минимальное — 10, максимальное — 10. Используемые технологии обучения

информационные (формирование знаний, умений и навыков)

прикладные (формирование действенно-практической сферы)

 

 

 

 

Планируемые результаты программы:

 

Обучающиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:

  • умеют оформить собранную информацию, обрабатывать и проверять ее, а также выделять аргументы и факты;
  • умеют работать в коллективе;
  • умеют владеть основными навыками журналистского мастерства.
  • умеют оформить письменную речь и подготовиться к выступлению;
  • владеют способами работы с изученными программами и оборудованием;
  • имеют положительный опыт коллективного сотрудничества при создании печатной продукции;
  • имеют опыт коллективной разработки и публичной защиты мультимедиа проектов;
  • способны, осуществлять рефлексивную деятельность, оценивать свои результаты, корректировать дальнейшую деятельность по разработке проектов.

В ходе года обучения обучающиеся создадут:

Портфолио личных творческих работ.

 

Периодичность оценки результатов и способы определения их результативности:

Оценка результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы проводится посредством входного и текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации.

Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты обучающихся (Конференции. Портфолио), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам программы. Основой для оценивания деятельности обучающихся являются результаты анализа его продукции и деятельности по ее созданию. Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеником минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах программы обучающихся.

Учащийся выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога — обучение детей навыкам самооценки. С этой целью педагог выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта — создаваемого мультимедийного проекта.

Проверка достигаемых обучающимися образовательных результатов производится в следующих формах:

1) текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка обучающимися выполняемых заданий;

2) взаимооценка обучающимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;

3) публичная защита выполненных учащимися творческих работ (индивидуальных и групповых);

4) текущая диагностика и оценка педагогом деятельности обучающихся;

5) итоговая оценка деятельности по образовательной программе в форме защиты портфолио в рамках итоговой конференции;

6) итоговая оценка индивидуальной деятельности обучающегося педагогом, выполняемая в форме образовательной характеристики;

7) независимая экспертная оценка творческих работ (работы) обучающегося в рамках конкурсов, олимпиад, конференций различного ранга.

 

Предметом контроля и оценки являются образовательные продукты обучающихся. Критерии оценки качества текстов и выступления :

  • соблюдение языковых (орфографических и стилистических) норм;
  • уровень владения законами репортажа в журналистике;
  • оригинальность подачи материалов;
  • неординарные приемы, используемые в тексте и выступлении;
  • по оригинальности составных частей текста (иллюстрация, заголовок и т.д.);
  • по целесообразности выбора жанра, для реализации поставленной задачи;
  • информационной и эстетической ценности выступления

Уровень развития у обучающегося личностных качеств определяется на основе сравнения результатов их диагностики в начале и конце программы. С помощью наблюдения, тестирования, анализа образовательной продукции обучающихся, педагог оценивает уровень развития личностных качеств обучающихся по параметрам, сгруппированным в определенные блоки: дизайнерские, коммуникативные, креативные, оргдеятельностные, рефлексивные.

Итоговый контроль проводится в форме защиты портфолио творческих работ по модулю программы на итоговой конференции. Формой итоговой оценки каждого обучающегося выступает образовательная характеристика, в которой указывается уровень освоения 1-го года обучения по программе и каждого из направлений индивидуального маршрута (если имеется).

Педагогический контроль по освоению программы:

Осуществляется путем проведения зачетных тестирований, защиты творческих работ по каждому блоку программы.

Итоговый проект готовится обучающимся самостоятельно, сдается за день до защиты, защищается и оценивается в день итогового занятия на конференции.

Форма проведения итоговой аттестации:

Итоговая аттестация проводится в форме устного зачета и защиты портфолио творческих работ на итоговой конференции. Оценивается по итогам ответа и по результатам защиты творческой работы, которая выполняется учащимися самостоятельно.

Творческая работа (портфолио работ, проект) защищается и оценивается в день итоговой аттестации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематический план

№ п/п Тема занятий Кол-во часов
Всего Теория

 

 

Практика

 

1 Введение в предмет  «Инфо-фокус» 7 3 4
Вводное занятие 2 2
Видео урок: Ты и твоя профессия 1 2
2 Риторика как предмет 17 13 4
  Риторический практикум 1
  Риторический практикум 1
  Доклады о журналистах 1 1
  Скороговорки 1
  Интонационная выразительность речи 1 1
  Работа с цитатами 1
  Дикция в звучащей речи 1
  Композиция речи 1
  Логика речи 1
  Искусство спора 1 1
  Психотехника речи 1
  Выступления 1
  Дебаты с участием гостей 1 1
3 Источники информации 10 5 5
  Виды газет, их назначение.   1  
Публицистический стиль написания текстов 2 3
Необычные тексты 1
Разнообразие газетных жанров 1 2
Законы репортажа 1
4 Подготовка презентации в программе Power Point 16 10 6
Знакомство с программой Power Point 1
  Социологический опрос   1 1
  Детская презентация по темам модуля   1 1
  Работа с с программой Power Point   1
  Детская презентация по темам модуля   1 1
  Детская презентация по темам модуля   1 1
  Детская презентация по темам модуля   1 1
  Детская презентация по темам модуля   1 1
  Детская презентация по темам модуля   1
  Детская презентация по темам модуля   1  
5 Аттестация 9 2 7
  Промежуточная аттестация   1 2
  Написание самостоятельного репортажа по заданному алгоритму   1 2
  Итоговая аттестация   3
6 Итоговое занятие 1 1
7 Просмотр и обсуждение видеофильма 8 4 4
  Итого 68 38 30

 

 

 

Методическое обеспечение

В основе образовательного процесса по реализации программы лежит технология разноуровнего обучения, суть которого заключается в обеспечении усвоения учебного материала каждым учащимся в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта: особенности личностно-смысловой сферы; особенности психического развития (особенности памяти, мышления, восприятия, умения регулировать свою эмоциональную сферу и др); уровень обученности в рамках изучаемого предмета (сформированные у обучающихся знания, способы деятельности).

На занятиях широко используются групповые технологии, которые предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию. Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ребенка. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.

Для достижения поставленных целей и задач используются различные методы, которые способствуют наиболее эффективному усвоению материала:

  • словесные: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция с элементами беседы, дискуссия;
  • практические: упражнения, семинары;
  • видеометоды: просмотр, обучение через Интернет, контроль.
  • акцент на активную собственную позицию и интерес ребенка в процессе обучения;
  • приоритет интерактивных форм работы – преобладание практики над теорией;
  • широкое использование современных информационно-коммуникационных технологий;
  • учет возрастных особенностей обучающихся.

Для эффективной реализации программы предполагается использование следующих методических и дидактических материалов:

  • методические рекомендациипо курсу «Основы журналистики» Федерального института развития образования Минобрнауки России;
  • «Методическое пособие» по реализации программы — включает в себя описание методик, заданий и игр, применяемых при ее реализации;
  • «Сборник образовательных кейсов»(далее – Кейс) — набор методических материалов, уроков, презентаций, сгруппированных по темам с учетом возрастных групп обучающихся. Кейс определяет цели, задачи и основные ключевые образовательные акценты конкретного тематического модуля. Он определяет объем содержания, фиксирует основные понятийные акценты и определения, содержит  информационный материал, конкретные задания и упражнения по темам модуля, содержит блок дополнительных и раздаточных материалов (фото-, видео-, аудио-).

 

Дидактическое обеспечение

  • разработки педагога для обеспечения образовательного процесса (разработки уроков, мастер-классов, видеопрезентаций на тему «Профессия телеведущий»; «Репортаж от А до Я»);
  • разработки информационного характера для проведения занятий: визуальные схемы и слайды основных понятий и терминов (к примеру, слайды «Стили речи», что такое «Стенд-Ап» и др.);
  • дидактический материал «Советы юным журналистам», подборка журнальных статей «Интересные факты о ТВ»;
  • инструкции по ТБ и пожарной безопасности;
  • наглядное пособие написания видеосюжетов (подборка текстов написания видеосюжетов);
  • видеоматериалы и мастерклассы (сайт Ютуб «Детская телестудия Фокус);
  • дополнительная литература для учащихся.

 

Техническое обеспечение

  1. классная доска;
  2. компьютер;
  3. ноутбуки — 4 шт.;
  4. принтер;
  5. экран;
  6. проектор;
  7. микрофон — 2 шт.;
  8. соответствующее программное обеспечение на компьютерах (Microsoft Office Publisher, Word, Photoshop, Moviemaker);
  9. CD, DWD диски, флеш-карты (электронные носители);
  10. наушники — 4 шт.;

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для педагога:

  1. Бекасов, Д.Г. Корреспонденция, статья — жанры публицистики. — Москва: Изд-во МГУ, 1972.-80с.
  2. Белановский, С.А. Методика и техника фокусированного интервью. — Москва: Наука, 2015.-352с.
  3. Беневоленская, Т.А. О языке и стиле газетного очерка. — Москва: МГУ, 1973.-86с.
  4. Бэдли, Х. Как монтировать любительский фильм. Москва:Искусство / Х. Бэдли. — Москва – 1971г -80с.
  5. Гадалко, А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся. — Москва: Просвещение, 1995.-48с.
  6. Гвоздев, Л. З. Техника интервью: Учебное пособие. – Москва: Гендальф, 2014.-9с.
  7. Горохов, В.М. Основы журналистского мастерства. — Москва: МГУ, 2015.-64с.
  8. Горохов, В.М. Слагаемые мастерства. — Москва: Мысль, 2013.-160с.
  9. Лазутина, Г.В. Технология и методика журналистского творчества. — Моасква: МГУ, 2000.-240с.
  10. Рэндалл, Д. Универсальный журналист. — Великий Новгород; Санкт-Петербург, 2011.-368с.
  11. Симкин, Я.Р. Сатирическая публицистика. — Ростов-на-Дону: Рост.ун-та, 1976.-147с.
  12. Стрельцов, Б.В. Основы публицистики. Жанры. — Москва: Университетское, 2015.-239с.
  13. Тертычный, А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. — Москва: Гендальф, 1998.-254с.
  14. Тертычный, А.А. Психология публицистического убеждения. — Москва: МГУ, 1989.-63с.
  15. Цвик, В.Л. Введение в журналистику. — Москва: МНЭПУ, 2012.-137с.
  16. Черепахов, М.С. Заметка и корреспонденция. — Москва: МГУ, 1984.- 95с.
  17. Черепахов, М.С. Проблемы теории публицистики. – Москва: Мысль,1973.-272с.
  18. Шостак, М.И. Журналист и его произведение. — Москва: Гендальф, 1998.-96с.

Литература для учащихся:

  1. Горохов, В.М. Основы журналистского мастерства. — Москва: МГУ, 2015.-64с.
  2. Горохов, В.М. Слагаемые мастерства. — Москва: Мысль, 2014.-160с.
  3. Есин, Б.И. История русской журналистики 19 века. — Москва: Высшая школа, 1989.-240с.
  4. Журбина, Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. Очерк. Фельетон. — Москва: Мысль, 1969.-399с.
  5. Засорина, Т., Федосова, Н. Профессия — журналист. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2014.-318с.
  6. Есин, Б.И. История русской журналистики: Хрестоматия, Москва: Высшая школа, 2000.-472с.
  7. Кузин, В.И. Психологическая культура журналиста. – Санкт Петербург: СПбГУ, 1998.-156с.
  8. Рэндалл, Д. Универсальный журналист. — Великий Новгород; Санкт-Петербург, Кириллица, 1999.-368с.
  9. Симкин Я.Р. Сатирическая публицистика. — Ростов-на-Дону: Рост.ун-та, 2001.-174с.
  10. Стрельцов, Б.В. Основы публицистики. Жанры. — Москва: Университетское, 1990.-239с.
  11. Цвик, В.Л. Введение в журналистику. — Москва: МНЭПУ, 2012.-137с.
  12. Черепахов, М.С. Заметка и корреспонденция. — Москва: МГУ, 2014.-60с.
  13. Шостак, М.И. Журналист и его произведение. — Москва: Гендальф, 1998.-96с.
  14. Шумилина, Т.В. Методы сбора информации в журналистике. — М.: Изд-во МГУ, 1983.-80с.